Благодарим за выбор нашего сервиса!
Тестовое сообщение
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22011-05-19 11:18:31
sis_admin
Школьный социальный проект как средство достижения метапредметных результатов в обучении географии
Подготовила
Елена Александровна Губарева-
учитель географии
муниципального
общеобразовательного учреждения
Рассказовской средней
общеобразовательной школы
30 марта 2010 года
В проекте государственных образовательных стандартов основного общего образования зафиксированы универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Соответственно, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные универсальные умения можно формировать в ходе работы над социальными проектами. Социальный проект — это деятельность обучающихся , которая предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.
В МОУ Рассказовской сош уже пятый год реализуется целенаправленная проектная деятельность. Ежегодно мы проводим школьную научно-исследовательскую конференцию «ЮНИС - юный исследователь».На этой конференции школьники в возрасте от 9 до 17 лет представляют работы различной направленности и тематики. Особое место занимают социальные проекты «Школьный радиоузел» и «Молодёжь в поддержку ветеранов».Эти проекты ещё ценны и тем, что они разработаны и могут быть применены в качестве пособий в рамках изучения предметов география(тема «Сфера обслуживания. Связь».-9 кл.) и краеведение .
Цель проекта «Школьный радиоузел» : становление и развитие основ школьного самоуправления , как средства формирования у молодых граждан активной гражданской позиции. Основной объект исследования: ученический социум. Предметы исследования: спрос учащихся школы в организации работы школьного радиоузла; история радио; устройство школьного радиоузла. Основные методы исследования:
1.Маркетинговые исследования (изучение спроса).
2.Изучение соответствующей литературы.
3.Анализ полученной информации.
Школьный радиоузел-предприятие общественной направленности, предоставляющее возможность школьникам во время перемен прослушивать музыку и информационные радиопередачи. Каждый школьник нашей школы имеет возможность задать вопрос школьной администрации , прослушать информацию на определенную тему ,заказать поздравление, разместить своё объявление, прослушать, нравящуюся ему музыку.
Данный способ подачи информации заинтересует учащихся, так как готовят они сообщения самостоятельно, на основе собственного изучения спроса, и доводят сами же до остальных. Данный способ размещения своих объявлений для школьников является также очень удобным ,ведь обычно ученики, проходящие мимо висящего на стене объявления не обращают на него внимания. Следует согласиться, что и поздравлять именинников таким способом гораздо удобнее. Этот проект не является каким - либо инновационным ,он относится к категории нишевых проектов. Дело в том, что по результатам исследований аналогичных проектов в школах района пока не существует. Так же проект «Школьный радиоузел» позволит наиболее эффективно использовать техническое оснащение школы. При изучении темы «Сфера обслуживания .Связь» в 9 классе учитель может провести работу по формированию коммуникативных учебных действий, предложив обучающимся в качестве группового творческого задания придумать сценарий радиопередачи, подборку новостей и т.д.
Работа над социальными проектами в рамках учебных предметов география, краеведение, могут стать основой формирования коммуникативных универсальных действий.